Комплект сцепления
Сцепление - элемент трансмиссии, который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, предназначен для плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного отсоединения трансмиссии от маховика двигателя, обеспечивает переключение передач на автомобилях с механической коробкой передач.
Как и каждый узел автомобиля, сцепление предрасположено к изнашиванию и имеет свой жизненный ресурс. Чтобы не упустить момент и вовремя отдать авто на сервис для диагностики, необходимо знать о следующих признаках неисправного сцепления:
- Снижении динамики при ускорении движения автомобиля. Когда ведомый и нажимной диски проскальзывают между собой, крутящий момент от двигателя не в полном объёме передаётся на коробку передач и колёса. В такой ситуации характерен неприятный запах жжёной резины, которая исходит от диска сцепления, а в частности от фрикционных накладок. Такую же неисправность может спровоцировать и чрезмерная нагрузка на автомобиль, к примеру перевозка очень тяжёлого (гружённого) прицепа. В таком случаи, изношенные диски, которые ещё не показывают явных признаков, могут проскальзывать между собой учитывая большую нагрузку на них. А это уже сигнал того, что в скором времени, такие же признаки могут появиться и при езде без прицепа.
- Сцепление начало 'хватать' вверху. Автомобили с механической трансмиссией сцепление 'хватает' приблизительно на середине хода педали сцепления. Если же стало заметно, что машина начинает трогаться с места на первой передачи, когда педаль сцепления находится ближе к верху (т.е. ближе к не выжатому состоянию), то это указывает на износ данного узла и чем выше, тем более изношенным является сцепление.
- Сцепление «ведет». Это определение относится к ситуации, когда диски сцепления не расходятся полностью, когда выжимается педаль сцепления. Такие признаки есть противоположными проскальзыванию, о которых мы уже писали. А проявляется это банально просто, что не заметить не возможно - возникают трудности в переключении передачи или же нескольких передач (вплоть до всех), либо же переключить передачи вовсе не возможно. Переключение передач в случаи данной неисправности обычно сопровождается неприятными звуками, хотя звук при переключении передач может провоцировать и кольцо синхронизатора, но это уже отдельная история самой коробки передач.
- В начале движения автомобиль дёргается рывками. Причина такого поведения авто заключается в повреждённой плоскости ведомого диска, другими словами диск попросту искорёженный. Это вызвано перегревом, который в свою очередь возникает при значительных усилиях на элементы сцепления.
Комплект сцепления состоит из следующих деталей: ведомый диск (как основной элемент), нажимной диск с пружиной и выжимной подшипник.
Ведомый диск сцепления
Расположен между маховиком и нажимным диском, его ступица надета на первичный вал коробки передач. Диск сцепления имеет сборную конструкцию: его основу составляет металлический диск, на котором с двух сторон находятся фрикционные накладки. Также в диске предусмотрены демпфирующие пружины, которые смягчают удары и делают передачу крутящего момента более плавной.
Нажимной диск (корзина сцепления)
Этот узел состоит из корпуса и непосредственно нажимного диска, соединенного с корпусом через пружину. Пружины постоянно прижимают нажимной диск к ведомому диску, за счет чего и производится передача крутящего момента от двигателя к коробке передач. В «корзине» могут использоваться несколько пружин, расположенных по кругу, однако сейчас чаще применяется одна пружина, состоящая из ряда тангенциальных пластин. С одной стороны пластины соединены с корпусом, а в центре — с выжимным подшипником. Корзина сцепления жестко закреплена на маховике, вращаясь с ним как единое целое.
Выжимной подшипник
Этот элемент сцепления играет немаловажную роль в работе автомобиля. Благодаря ему происходит включение и выключение сцепления. Процесс запускается, так как педаль связана с выжимным подшипником сцепления, находящимся в середине диска, который оказывает нажим на лепестки корзины.