Подшипник 201
Конструкция — шариковый радиальный — предназначена для восприятия радиальных нагрузок и в очень незначительной степени осевых.
Производится такой подшипник как открытого, так и закрытого типа. 80201 — закрыт с обеих сторон стальными шайбами, 60201 — закрыт с одной стороны стальной шайбой. 180201 - закрыт с двух сторон резиновыми уплотнениями для защиты от попадания пыли и утечки пластической смазки которая внесена заранее. Тип смазки указывается справа от основного обозначения подшипника — чаще всего это с9 (такие чаще всего выпускает 2 ГПЗ) и с17 (такую смазку закладывают на большинстве остальных заводов) (особой разницы между ними нет). С9 — смазка ЛЗ-31, С17 — смазка Литол-24.
Открытые подшипники 201 могут изготавливаться с бронзовым сепаратором, из нержавеющей стали, полиамидным сепараторами (буквы Б, Ю, Е справа от номера подшипника соответственно). Могут быть пятым, шестым, нулевым классами точности.
Основные производители в России — ООО «СПЗ-4″ (Самара), который изготавливает продукцию из китайских комплектующих (цена 180201, наиболее применяемой модификации, — около 20 рублей) и, 23 ГПЗ (VBF) — более качественные, но значительно дороже, почти в два раза. Также в прошлом данный тип изготавливали другие заводы: ГПЗ-2 (Москва), 20 ГПЗ (Курск), 4 ГПЗ (Куйбышев — Самара), 5 ГПЗ (Томск). Сейчас их все еще продают фирмы, занимающиеся такой продукцией. Все прочие маркировки указывают, вероятнее всего, на китайское происхождение изделий.
Внутренний диаметр – 12 мм;
Наружный диаметр – 32 мм;
Высота – 10 мм;
Масса – 0,036 кг;
Количество шариков — 7 шт.;
Диаметр шарика — 5,556 мм;
Номинальная частота вращения — 22 000 об/мин.(у открытого типа эта величина больше);
Грузоподъемность динамическая — 6,89 кН.
Импортные подшипники данного типоразмера обозначаются как 6201 /Рх (где х — класс точности подшипника) с дополнительными обозначениями защитных шайб и заглушек как ZZ или 2RS. Дополнительный тепловой зазор — С3. Существует масса производителей, цены на продукцию которых могут различаться в десятки раз, также, как и долговечность изделий и их характеристики. Самые дешевые из импортных подшипников — FBJ стоят всего около 30 рублей (если Вам предлагают «импортный» подшипник дешевле этой цены, то это повод усомниться в его качестве и порядочности продавца), наиболее же дорогие марки (FAG, SKF, KOYO и другие) имеют цену до 100 рублей (при этом открытые модификации, естественно, несколько дешевле закрытых).
Подшипники этого типа и размера широко применяются во всех отраслях промышленности. В автомобильной технике — закрытые (80201) установлены на грузовики (датчики МАЗа, БелАЗа), трактора (рычаг управления главной муфты), трамваи (пантограф), открытые (201) применяются в грузоподъемниках автопогрузчиков, системе питания двигателей грузовиков КамАЗ, КАЗ, ЗИЛ, автобусов ЛиАЗ, КПП трактора К-701 и многих других узлах.
180201 устанавливается в генератор автомобилей ВАЗ 2108, 2109.
Схема подшипника 201 (60201, 80201, 180201, 6201)